Иван Грозный (2009)

сериал Иван Грозный (2009)

Актеры:
Александр Демидов, Иван Макаревич, Мария Шашлова, Олег Малахов, Александр Андриенко, Александр Серов-Останкинский, Сергей Удовик, Сергей Аброскин, Виктор Запорожский, Зоя Кайдановская
Режисер:
Андрей Эшпай
Жанр:
исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
сериал полностью из 16 (14.09.2011)
Рейтинг:
5.34
6.90
В центре повествования – знаковая фигура отечественной истории, правитель Московского царства Иван IV Васильевич, более известный как Иван Грозный. Несмотря на свою всемирную славу, личность этого монарха окутана тайнами и мифами, многие страницы его биографии остаются до конца неизученными. Сериал откроет зрителю завесу над судьбой Ивана Грозного с самых ранних лет. Сценарий верно передаст атмосферу той эпохи, погрузив зрителя в реалии XVI века и раскрыв подлинную историю жизни великого государя. Повествование начнется с истории его отца, царя Василия III Ивановича, который, испытывая сильное недовольство своей супругой Соломонией Сабуровой из-за ее бесплодия, принимает решение отправить ее в монастырь. Жестокое деяние вызывает лишь ненависть и проклятия со стороны обманутой женщины, адресованные ему самому и его будущему потомству. В это время Василий III вступает в брак с Анной Глинской, гораздо более молодой, чем предыдущая супруга. После свадьбы молодая царица беременеет. Однако судьба решает сыграть злую шутку: старейшины и волхвы предсказывают рождение здорового наследника, но при этом неумолимо пророчат скорую кончину самому царю. Так и происходит: Василий III уходит из жизни, а новорожденный Иван получает титул государя всея Руси. В отсутствие сильной руки отца на престоле начинается борьба за влияние вокруг юного монарха. Мать Ивана IV, царица Анастасия Романовна, прилагает титанические усилия для сохранения жизни сына и своей роли опекунши. Ей удается удержать власть в течение нескольких лет, однако коварная интрига боярских кругов приводит к трагической гибели самой царицы. Несмотря на козни врагов, юному государю удается выжить и сохранить свой титул. Иван IV растет сильным духом и физически крепким, готовясь ко взрослой жизни и правлению в государстве. Его мужество и стойкость позднее станут легендарными. Сериал обещает стать увлекательной хроникой, погружающей зрителя в эпоху Великого князя Московского Ивана Грозного с его триумфами и трагедиями. Зрителю будет представлена богатая историческая картина со всеми подробностями жизни этого выдающегося правителя.
Рецензии
С выходом этой картины моя вера в отечественное кино получила еще одно существенное подтверждение. Первоначально воспринимая «Ивана Грозного» как очередное произведение мира сериалов, я ожидала увидеть искажение исторических фактов, упрощение и даже политизацию, учитывая недавнее превращение Колчака в героя кино. Однако мои предубеждения относительно «клейма» канала «Россия» были развеяны достаточно быстро. По всей видимости, создатели «Ивана Грозного» извлекли урок из удивительного сериала «Девять жизней Нестора Махно», что позволило им снять достойное историческое произведение. Даже несмотря на то, что это многосерийная лента, она не является скучной или упрощенной, как можно было бы ожидать от мыльной оперы. Наоборот, это подробный и детализированный рассказ о жизни могущественного русского царя, истории его правления и личной судьбы. Действие развивается достаточно динамично, и фильм не дает ощущения, что это просто видеоверсия исторической книги. История, казалось бы, давно забытая, обретает новую жизнь, а события, ранее представлявшиеся неясными или туманными, предстают в новом свете. Интрига сериала начинается уже с первой серии, когда царь Василий Иванович силой постригает свою бесплодную жену Соломонию в монахини и последует ее проклятье на потомство бывшего супруга. В фильме собрано просто изобилие талантливых актеров, каждый из которых заслуживает отдельного упоминания. Зоя Кайдановская, сыгравшая Елену Глинскую, мать Ивана, предстает перед зрителем в образе человека противоречивого и эксцентричного, который уверенно показывает всю сложность характера «той польской сучки». Эдуард Трухменев мастерски передает обаяние дерзкого мужчины из Средневековья, представая перед нами в образе Овчины-Телепнева, возлюбленного Софьи. Иван Макаревич, чье участие в проекте вызывало у меня определенные сомнения, поражает своей обаятельностью и блистательной игрой. Безусловно, он уже на пути к вершинам отечественного киноискусства. Мария Шашлова предстает перед нами как невероятно женственная и обаятельная актриса, которой можно полюбиться всем сердцем. Ее царица Анастасия является той силой, которая сдерживает внутреннюю жестокость Грозного. Иван Жидков мастерски изображает друга детства Ивана, Федора Воронцова, и оставляет после себя множество вопросов о его судьбе и роли в истории. Александр Устюгов предстает перед нами в образе страдающего и уязвимого Ивана Грозного. Несмотря на некоторые отступления от исторической правды ради художественного повествования, этот образ вызывает искреннюю симпатию зрителей. Фильм заставляет задуматься о закономерности детерминизма в истории и превосходстве определенной причины над отдельными событиями. Если бы жизнь не была столь жестокой к Грозному, он не стал бы таким свирепым правителем и не завоевал бы столько территорий, держа его народ в безропотном подчинении. Историческая парадигма требовала именно такого правителя, который не имел права быть добрым и спокойным. Его судьба – это крах личного счастья во имя крепкой державы, но расплата за грехи покалеченного судьбой царя выпала на долю его страны в дальнейшем. После «Дворцовых переворотов» мне не доводилось видеть столь масштабного отечественного исторического проекта. Надеюсь, что наш кинематограф и впредь будет представлять нам историю России, ведь это бесценный материал для съемок. К счастью, достойных людей у нас хватает.
Ещё задолго до выхода данного проекта меня пленил рекламный ролик, обещавший нечто грандиозное и интригующее. Я пребывала в состоянии трепетного ожидания премьеры, и когда наконец-то наступил день, когда я могла погрузиться в этот мир, моё восхищение знатоками киноискусства было безграничным. Однако не только исполнение моих самых смелых мечтаний произвело на меня неизгладимое впечатление, но и открыло новые горизонты для размышлений. Итак, позвольте мне поделиться своими соображениями: 1. В этом проекте мы наблюдаем блестящую актерскую игру не только тех исполнителей, кто обречен был на главные роли. Но и те, кому выпало счастье предстать перед нами в амплуа второго плана, продемонстрировали свой неповторимый талант. В частности, актеру, воплотившему на экране образ Ивана Грозного во всех его возрастных проявлениях, удалось настолько органично войти в роль, что я испытывала непреодолимое желание аплодировать ему стоя после каждой новой сцены. Каждое движение, каждый взгляд и даже интонация голоса передавали внутренние переживания героя с такой потрясающей точностью и чувством меры, что не оставалось никаких сомнений в том, что перед нами — настоящее искусство. 2. Режиссер проекта продемонстрировал поистине безупречное владение техникой погружения зрителя в личностный мир главного героя. Однако это погружение никоим образом не сводилось к бесконечному изучению психологических особенностей и привычек Ивана IV. Напротив, мы видели перед собой живого человека со всеми его достоинствами и недостатками, с которыми ему довелось столкнуться на протяжении всей своей жизни. Это был не просто персонаж — это была личность, со своими надеждами и страхами, победами и поражениями. 3. Отдельного слова заслуживает работа оператора и монтажера, которые вместе создали поистине визуальный шедевр. Каждый кадр этого фильма был подобен поэтическому произведению — в нем гармонично сочетались красота и драматургия, эстетика и философия. И при этом не было места ни одной ненужной минуте, ни одному лишнему кадру. Все происходило стремительно и динамично, но в то же время каждый момент был наполнен смыслом и глубоким значением. 4. Приятно удивил выбор актерского состава. В этом проекте мы не видели знакомых лиц из сотен других фильмов и сериалов. Это были новые, неизвестные широкой публике исполнители, которые, тем не менее, доказали, что они способны на равных конкурировать с признанными мастерами сцены. 5. Формат телесериала позволил нам полностью погрузиться в жизнь Ивана IV и его эпохи. Это был не просто рассказ о жизни одного человека — это была настоящая историческая хроника, в которой мы могли проследить за всеми важными событиями того времени и осознать их глубину и значимость для всей страны. После просмотра этого фильма мои представления об Иване IV кардинально изменились в лучшую сторону. Он предстал передо мной не как жестокий тиран, каким его часто изображают в исторических хрониках, а как человек со своим непростым характером и судьбой. Фильм также вызвал во мне живейший интерес к фигуре Ивана Грозного как к государственному деятелю и как к личности. Я почувствовала себя частью той эпохи, переживала все радости и горести вместе с героем, сопереживала ему в самых драматических моментах его жизни. И в завершение хочется сказать, что этот фильм еще раз доказал, что каждый человек — это уникальная индивидуальность со своей собственной историей. Каждый из нас был когда-то ребенком, и каждому выпадало столкнуться с различными испытаниями на пути к взрослению. И именно в этом и заключается вся прелесть искусства кино — оно позволяет нам увидеть себя и других через призму самых разных историй и судеб.
За два дня я буквально поглотила все серии этого захватывающего сериала. Его сюжет настолько погрузил меня в себя, что я не могла оторваться ни на минуту. В сравнении с другими представлениями о Грозном, которые мне доводилось видеть прежде, это было поистине нечто уникальное и неповторимое. Режиссер А. Демидов проделал потрясающую работу по созданию многогранной личности Ивана IV. Даже несмотря на мою полную непричастность к этой исторической теме, я была просто очарована его изображением. Когда же я узнала возраст актера, сыгравшего грозного правителя, меня это изумило и восхитило еще больше. Игра актеров была столь убедительной и правдоподобной, что казалось, будто они сами стали теми историческими персонажами, которых изображали. Каждая сцена дышала подлинностью и глубиной чувств, вызывая у зрителя неподдельное восхищение и восторг. Этот сериал побудил меня глубоко погрузиться в изучение всех доступных материалов о главных героях и их историческом контексте. Он предоставляет аудитории поистине необозримое поле для самостоятельного мышления и исследования фактов, при этом не навязывая однозначных интерпретаций событий. Самая выдающаяся черта этого произведения заключается в его способности предложить зрителю наиболее полную и всестороннюю трактовку образа правителя. Сериал мастерски побуждает к сочувствию по отношению к Ивану, вынуждая нас задуматься о тех обстоятельствах, которые могли бы сформировать столь противоречивый характер, ставший emblémом российской истории XVI века. Отдельных аплодисментов заслуживают как режиссер этого фильма, так и исполнитель роли Ивана Грозного. Их мастерство и талант превратили просмотр сериала в настоящее художественное удовольствие и историческое открытие для меня.