Война и Мир (1965)

сериал Война и Мир (1965)

Актеры:
Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Борис Захава, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Антонина Шуранова, Виктор Станицын, Ирина Скобцева
Режисер:
Сергей Бондарчук
Жанр:
драмы, исторические, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1965
Добавлено:
сериал полностью из 4 (13.09.2013)
Рейтинг:
8.12
8.30
«Война и мир»... Неоднократно режиссеры-постановщики брались за экранизацию этого эпохального произведения, однако единогласно кинокритики признают лишь фильм Сергея Бондарчука, над которым он упорно трудился в течение полутора тысяч дней. Великий мастер отечественного кинематографа проникся духом времени и передать его удалось в полной мере на экране. Бондарчук сумел воссоздать атмосферу грандиозных балов и кровавых сражений, продемонстрировать многогранность характеров героев, глубину их внутренних переживаний, мыслительных процессов и чувств. Важную роль сыграли также актеры, каждый из которых – настоящий талант. Экранизация «Войны и мира», созданная Сергеем Бондарчуком в далеком 1969 году, стала обладателем престижной премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Кроме того, лента удостоилась множества других кинопремий и призов. Этот киношедевр просто обязан войти в копилку каждого ценителя искусства, а для тех, кто еще не успел с ним ознакомиться – прекрасная возможность открыть для себя гениальное творчество Сергея Бондарчука.
Рецензии
В веке fifteen-ом было крайне затруднительно обзавестись красками даже в так называемой Мекке искусства того времени - Флоренции. Это был поистине редкий и ценный ресурс, доступ к которому имелся лишь у немногих избранных. Цена на краски формировалась не только из-за трудоёмкого процесса их производства, но и за счёт дороговизны исходных материалов, доставка которых была сопряжена со значительными расходами времени и сил. Одним из ключевых компонентов был аквамарин, который добывали вдали от цивилизации, у берегов Па-де-Келе. Место это было известное своей неблагоприятной экологической обстановкой, вызванной большим количеством рыбы и её продуктами жизнедеятельности. Лазурит же поставлялся из столь отдаленных мест, что его можно было бы назвать "за тридевять земель". Для доставки этого материала использовали верблюдов, которые проделывали долгий путь по караванным тропам. Но лазурит не был известен своим приятным ароматом - он скорее напоминал запах верблюжьего навоза, чем благоуханные розы. Не менее сложно обстояло дело и с главным элементом краски того времени - метациннабаритом. Этот минерал был дик и редок настолько, что его добыча сопровождалась настоящим испытанием для мужества мужчин, чьи рубашки пропитывались потом от тяжкого труда. Всё это делало краски ещё более ценным приобретением, которое могли позволить себе лишь избранные. Но даже если удавалось раздобыть нужные компоненты, их стоимость была столь высока, что доступ к ним оставался ограниченным немногими состоятельными мастерами. Однако не только сами краски были объектом восхищения и зависти. Картины, которые создавались с помощью этих ценных материалов, становились настоящими произведениями искусства. Так, например, Леонардо да Винчи написал свою знаменитую "Мону Лизу" в условиях столь же суровых и ограниченных. Но времена меняются, и сегодня мы оцениваем кино по другим критериям, нежели стоимость красок или наличие спецэффектов. Фильм "Война и мир", снятый ещё в далекие 70-е годы прошлого столетия, до сих пор остается вершиной искусства, несмотря на отсутствие современных технологий компьютерной графики. Даже если кто-то решится когда-нибудь переснять этот эпический роман Толстого с использованием всех возможностей современного киноискусства, трудно представить, что это принесет хоть какое-то сравнение с оригинальным фильмом 1967 года. Ведь и сегодня никому не удалось превзойти выдающихся актеров той эпохи: Вячеслава Тихонова, Анатолия Кторова, Василия Ланового. А Людмила Савельева так и осталась непревзойдённой в роли Наташи Ростовой. Также стоит отметить работу оператора Анатолия Петрицкого, которой до сих пор нет равных среди современных коллег по цеху. Таким образом, фильм "Война и мир" стал настоящей "Моной Лизой" кинематографа - картиной, которая даже спустя столько лет после своего создания продолжает вызывать неподдельное восхищение и радость у зрителей.
"Война и мир" Сергея Бондарчука - вершина экранизации грандиозного романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого "Война и мир". После просмотра всех четырех серий фильма я была вдохновлена желанием поделиться своими впечатлениями. Меня восхищает тот факт, что Бондарчук остался верен первоисточнику, не пытаясь изобретать ничего нового. Прежде чем окунуться в атмосферу экранизации, я перечитала весь роман, желая заново погрузиться в его мир. Это решение оказалось удачным, так как роман уже давно знаком мне и я не хотела рисковать упустить что-то важное из-за предварительного просмотра фильма. Восторг, который я испытала от чтения книги, многократно умножился после просмотра фильма. Я просто не могу передать словами все эмоции и чувства, которые меня переполняли. Тех, кто считает роман нудным, я не понимаю вообще! Толстой мастерски погружает нас в историю, сначала медленно раскрывая сюжет, а затем разворачивая его во всей полноте. Особое внимание хочется уделить батальным сценам, особенно в третьей и четвертой частях фильма. Их масштабность и яркость просто поражают! Здесь нет ничего лишнего - только гениальное мастерство режиссера, операторов и актеров. Для своего времени фильм был настоящим прорывом! К сожалению, сын Сергея Бондарчука Федор не смог унаследовать талант отца. Его фильмы оставляют меня равнодушной, они не вызывают желания воскликнуть "вау!". Федор Бондарчук избрал легкий путь блокбастеров и боевиков, переполняя свои работы спецэффектами и пустыми сюжетами. Вернемся к "Войне и миру". Актерский состав фильма просто блестящий! Однако, роль графа Роста, исполненная Олегом Ефремовым, кажется мне несколько неудачной. Роль была бы органичнее, если бы ее сыграл молодой актер - таким я представляла Роста после прочтения романа. Конечно, Тихонов сыграл великолепно, но его Болконский казался мне более зрелым, чем следовало бы. Василий Лановой в роли Анатоля Курагина покорил меня с первого взгляда. Это настоящий очаровательный мужчина, который идеально передает характер и образ гусара-ловеласа. Особенно поражает сцена разоблачения Безуховым во второй части фильма - настоящее произведение искусства! Остальные актеры также впечатляют своей игрой. Единственный минус в фильме Бондарчука - это роль Элен, исполненная Ириной Скобцевой. Кажется, что она какая-то странная для этого образа. Сравнивать этот фильм с последующими попытками экранизации "Войны и мира" было бы неправильно. Разница очевидна! Зарубежные версии фильма лишь вызывают слезы от своей бездарности. Поставить по-настоящему полноценный фильм, основанный на романах российских писателей, могут только те, кто понимает русскую душу и поступки, которые не поддаются никаким законам. Иностранцам это сделать крайне сложно - они видят в нас лишь стереотипные ассоциации: "матрёшка, водка, зима, медведь". Фильм Сергея Бондарчука прекрасен во всех ракурсах - настоящая классика, которую должен увидеть каждый. Его просмотр поможет вам понять то глубинное послание, которое хотел передать Лев Николаевич Толстой.
Возможно, весь вес и значение этой картины в культурной плоскости и для мирового кинематографа ляжет на наши плечи, представители поколения двадцать первого века. Не могу не согласиться с оратором ранее, который утверждал, что некоторые сцены поистине гениальны. Как иначе можно охарактеризовать блистательные постановки битв под Аустерлицем и Бородинским сражением? Понимаете ли, какой титанический труд был проделан создателями, ведь они воссоздавали все вживую, а не прибегали к помощи мощных цифровых устройств. Этот шедевр просто взывает к тому, чтобы перед ним снять головной убор и преклонить колено. Мне представляется, что Лев Николаевич, если бы он узрел эту экранизацию своей истории, непременно проникся бы любовью к ней. Но как можно не полюбить этот сериал? Даже несмотря на то, что актриса Савельева не столь черноглаза, как настоящая Наташа, и излишне экспрессивна в роли, я уже не представляю другую актрису в образе Наташи Ростовой. Тихонов же мастерски воплощает Андрея Болконского сдержанно и чувственно. Можно согласиться с режиссерским видением, что это не идеальный Андрей, но созданный Тихоновым образ уже обрел такую любовь зрителей, что другого Болконского нам не нужно. То же можно сказать о Анатолии Курагине, старшем Болконском и его сестре, всей семье Ростовых. Элен Безухова получилась неоднозначной героиней, вызывающей подозрения у зрителей, что является интересным решением режиссеров. К слову, однажды мне попался комментарий на киносайте, где автор высказывал мнение, что роль Элен идеально бы исполнила Беата Тышкевич. Не берусь судить об актерских способностях Беаты, но внешне она действительно похожа на героиню. Режиссер сделал свой выбор, и не нам его оспаривать. Важно то, что он взялся за экранизацию столь объемного романа с множеством второстепенных персонажей и сюжетных линий. Однако режиссеру позволили себе маленькую слабость – подарить небольшую роль своей супруге. Несмотря на это, многих до сих пор волнует вопрос о том, правильно ли подобные «любительские» роли распределялись в те времена. Вспомним, например, Орлову и Александрова, Ладынину и Пырьева. Также не все довольны интерпретацией Пьера Безухова Сергеем Бондарчуком. Мне же его трактовка показалась более чем убедительной, а по фактуре он подходит идеально, несмотря на мнение некоторых зрителей. Отдельно стоит упомянуть музыку к фильму, созданную Овчинниковым. Главная тема фильма – это настоящий шедевр, пронзительный и мелодичный мотив, который навсегда ассоциируется с «Войной и миром». Он будто слился со словами великого писателя, сопровождая нас на протяжении всего фильма и создавая незабываемую атмосферу. Все четыре эпизода получились просто блестящими! Каждая сцена снята в соответствии с книгой Льва Толстого. Трудно представить, каких усилий стоило режиссерам воссоздать такое количество православных сцен, но без них экранизация потеряла бы свою неповторимую атмосферу. Подобные шедевры снимаются раз в столетие. Можно сколько угодно наслаждаться американскими комедиями, экшнами или европейским арт-хаусом, можно пересматривать советские классические фильмы – но «Война и мир» обладает неким особенным шармом, который позволяет нам лучше понять смысл слов великого писателя. Этот фильм навсегда займет почетное место в списке моих любимых картин и станет одним из тех киношедевров, которые я буду пересматривать вновь и вновь.