сериал Сибириада

Актеры:
Наталья Андрейченко, Сергей Шакуров, Никита Михалков, Виталий Соломин, Владимир Самойлов, Паскаль Обье, Иван Дмитриев, Константин Григорьев, Людмила Гурченко, Павел Кадочников, Виктор Проскурин
Режисер:
Андрей Кончаловский
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1978
Добавлено:
сериал полностью из 4
(10.12.2013)
Рейтинг:


В таинственных объятиях первозданной тайги раскинулось небольшое село Елань, где бок о бок проживают два столь непохожих семейства: Устюжанины и Соломины. Как водораздел между ними пролегла река непримиримости, каждая из сторон которой твердо стоит на своих убеждениях и принципах, не желая сходиться даже на расстоянии вытянутой руки.
Устюжанины, гордые и независимые, как тайга, в которой они обитают, живут по законам первобытной справедливости. Николай Устюжанин, храбрый и отчаянный, решает восполнить нехватку провизии в своем доме, рискуя украсть запасы богатых Соломиных. В то же время его отец, столь же непреклонный и сильный, как тайга, которую он рубит один за другим могучими ударами топора.
Соломины же, укоренившиеся в Елани, подобно старым деревьям, живут по своим строгим правилам. Они смотрят на Устюжаниных свысока, считая их низшими людьми, и готовы защищать свою честь до последнего вздоха.
Неотъемлемой частью жизни селян является загадочный дед, живущий в тайге. Он подобен духу леса, всезнающий и всевидящий, но молчаливый, как само природное окружение. Каждый житель Елани знает о его существовании, но мало кто осмеливается приблизиться к нему.
Однако судьба, непредсказуемая и неумолимая, как течение реки, решает сыграть свою роль в истории семейств Устюжаниных и Соломиных. В одну мгновенную вспышку трагических событий она сближает враждующие стороны так тесно, что уже невозможно будет вернуться к прежней вражде. Но смогут ли они преодолеть многолетние предрассудки и стать одной семьей?
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Сибирь – это необъятный мир, расстилающийся вширь и уходящий вглубь. Это точка невозврата, место, где материальное и духовное переплетаются в едином дыхании бытия. Здесь, подобно фильмам Тарковского, молчание соткано из тишины, но появление человека оживляет пространство, вызывая жажду бесед и встреч.
Глаза женщин здесь таят русское всепрощение, столь трепетное и нежное. Молодые сосны на яру прячут соборность, терпеливо ожидая заблудившего путника у широкой реки. Рядом с распадком, лежащим у болот, которые заполнили равнинные земли, грустит экзистенциальная тоска, подобная той, что описывал Бердяев. Все это гротескное зрелище возглавляет старинный космизм, изборожденный морщинами и движущийся по проселочной дороге под свет единственной звезды.
«Сибириада» Андрея Кончаловского – поэма современности, одинаково мощно текущая сквозь перезвон ветвей на морозе и через тело рабочего в грязном тулупе. Это не «Унесенные ветром», но оно столь же эпично и масштабно.
Съемочная группа ленты – редкий союз талантов, где каждый внес свой значимый вклад: операторы запечатлели вибрирующее затишье перед экспрессивными поворотами событий, актеры блестяще сыграли свои роли, а композитор создал уникальное творение, пропитанное силой и мощью сибирской земли.
Однако процесс съемок проходил близ Томска в селе Нагорный Иштан, что стало поэтической погрешностью. Режиссера осыпали критикой всевозможные шишки – интеллигенция, известная своей кротостью перед властью и озлобленностью по отношению к остальным, возмущалась госзаказом и соцреализмом, умалчивая о своих собственных «правильных» картинах.
Но судьба сыграла свою шутку – собственная метафора Кончаловского так и осталась на пленке, отвернувшись от триумфа «Сибириады».
Советский киноленте в формате четырех серий первоначально был предназначен как государственный заказ с целью воссоздания быта и жизни нефтедобытчиков. Однако, по ходу создания фильма, основное внимание сместилось на изучение отношений между представителями различных социальных слоев того времени, а именно между бедными и богатыми семьями.
Непревзойденные пейзажи этого кинопроизведения произвели на меня неизгладимое впечатление. Авторам удалось мастерски передать атмосферу той эпохи через одежду героев, архитектуру домов и обстановку в них. Все это напомнило мне мое собственное детство, проведенное именно в подобном деревенском доме с деревянными полами, окруженным лесами и живописными озерами.
Эта лента погрузила меня в волну воспоминаний о моих летних каникулах в деревне. Особенно мне понравилось то, как были показаны повседневные заботы героев того времени, их взаимоотношения и взаимопонимание.
Кроме того, одним из самых приятных сюрпризов было увидеть стольких выдающихся актеров в одной ленте. Тогда они еще не были столь знамениты, но сейчас каждый из них является легендой киноиндустрии. Каждая роль была исполнена с невероятным талантом и молодой красотой.
В целом, этот телесериал произвел на меня неизгладимое впечатление, и я с большим удовольствием посмотрела бы его вновь.
Эпический художественный полотнище, сотканное рукой мастера Кончаловского, возвышается над пейзажем кинолент. Деревушка Елань, погружённая в сибирскую гоголевщину, становится ареной напряжённого соперничества между кулацкими Соломиными и устюжанинскими бедняками. Вражда, подобно исполинскому вихрю, проносится через годы и поколения, взметая ввысь страсть и ненависть.
Своенравный коктейль жанровых мотивов, где отголоски производственной драмы переплетаются с трагикомедией, а авторские хтонические видения создают мрачную атмосферу тарковского мира (несмотря на то, что сам Тарковский не принял фильм всерьёз), предстаёт перед зрителем в своём многосложном великолепии.
Интересная затея Кончаловского - продемонстрировать прогресс через призму сельской глубинки, где время пребывает в летаргическом сне, а затем, подстегнутое глобальными катаклизмами, вдруг ускоряется, ломая судьбы героев как хрупкие обсидиановые статуэтки.
Звёздный ансамбль актёров советского кино и могучая музыка Эдуарда Артемьева, которая подобно огненному жгуту прожигает душу зрителя, дополняют эту киноповесть.
Патриотическое настроение фильма несомненно присутствует, однако режиссёр делает акцент на психологической глубине отношений между людьми и ментальной преемственности поколений, как бы показывая нам корни, из которых произрастают величие и трагедия Родины.
Несмотря на свой очевидный художественный успех, фильм не удостоился главных призов Каннского Фестиваля 1979 года. Похоже, политические причины сыграли здесь свою роль, лишив этот кинополотнище заслуженной награды и режиссёра его законного признания.
После погружения в этот кинокартину возникает глубинное сожаление о том, что ты не обрел жизнь простого труженика и не уединился вдали от суеты сибирских лесов. Появляется желание слиться воедино с первозданной природой, слушать древесные шепоты и животный ропот, почувствовать подлинную гармонию с матерью-природой. Взыгравшая в душе страсть к безоговорочной власти заставляет идти вперед бок о бок с искренними душами, приверженными морали и нерушимым принципам, теми, кто неустанно стремится к своей возвышенной цели. Некоторые могут углядеть в этом отголоски советской пропаганды, однако разве не лучше это, чем повсеместная фальшивка современных СМИ? Эта картина - безусловный шедевр талантливых мастеров своего дела, исполненная чувственности и живописной красоты. Сюжетные линии изобилуют оригинальностью и неординарностью, а привычные сцены обретают новое звучание. Все это великолепие сопровождается восхитительной музыкой. Обязательно к просмотру!