Николай Вавилов

сериал Николай Вавилов

Актеры:
Ингеборга Дапкунайте, Сергей Газаров, Гоги Кавтарадзе, Михаил Хмуров, Ирина Купченко, Андрей Мартынов, Костас Сморигинас, Богдан Ступка, Ион Унгуряну, Николай Аверюшкин
Режисер:
Александр Прошкин
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Германия, СССР
Вышел:
1990
Добавлено:
сериал полностью из 6 (14.03.2013)
Рейтинг:
7.27
6.50
Этот шестисерийный телепроект погружает нас в увлекательное повествование о жизни и научной деятельности выдающегося советского ученого-биолога Николай Ивановича Вавилова. В фокусе истории — его титанические усилия по изучению и сохранению культурных растений, которые оказали неизгладимое влияние на мировую агрономическую науку. Вавилов был настоящим пионером в области ботаники и аграрной науки. Он организовал и возглавил грандиозную экспедицию, охватившую практически все уголки планеты, за исключением Антарктиды и Австралии. Это было настоящее путешествие открытий, во время которого он выявил множество очагов формирования культурных растений, ранее неизвестных науке. Благодаря его упорству и предвидению была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. Эта коллекция стала настоящей сокровищницей для всего научного сообщества и легла в основу многих последующих открытий в области сельского хозяйства. Сегодня мы имеем возможность погрузиться в жизнь этого легендарного ученого через новый шестисерийный телепроект, который тщательно воссоздает все этапы его жизни и научной деятельности. Открывая для себя историю Николая Вавилова, мы не только знакомимся с одним из самых выдающихся умов своей эпохи, но и осознаем важность его наследия для всего мира даже по сей день.
Рецензии
Посетители Государственного Дарвиновского музея задерживаются возле экспозиций, посвященных эволюции науки генетики в СССР. Однако это не столько развитие, сколько застой и даже разгром данного направления. Было принято на вооружение сталинское утверждение о приоритете воспитания над врожденными характеристиками, которые считались "происками дьявола". Такие понятия посчитали буржуазной ересью. Целая плеяда выдающихся ученых-новаторов, цвет отечественной науки, была жестоко отстранена от многолетних исследований и подвергнута публичному порицанию, унижению и впоследствии даже физическому уничтожению. Самой яркой и трагической фигурой среди них является Николай Иванович Вавилов. Студент Кембриджского университета и выпускник Тимирязевской академии, он организовал экспедиции в удаленные уголки земного шара, такие как Сомали, Эквадор, Гватемала, остров Крит, Персия и Мексика. Собрав огромный материал по растениеводству, Н.И.Вавилов разработал теорию центров развития культурных растений и стал пионером в области плодоводства, овощеводства и селекции в России. Все это было расценено как вредительство, отрицание "традиционной" науки, возглавляемой Трофимом Денисовичем Лысенко, которого сам Николай Иванович рекомендовал в члены-корреспонденты АН СССР. Н.И.Вавилов разделил судьбу многих своих коллег: арест, лишение званий и научных степеней, потоки клеветы и обвинений в шпионаже и вредительстве, приговор к расстрелу и мучительная смерть от голода и издевательств в саратовской тюрьме. Даже находясь за решеткой, он продолжал трудиться над научными трудами, в том числе "Историей земледелия". Известный кинорежиссер Александр Прошкин создал проникновенное произведение о трагической и славной судьбе знаменитого ученого и патриота России. Это не просто сухая биография или документальное повествование, в фильме есть "нерв", мы видим главного героя во все его взлетах и падениях, наблюдаем, как меняется отношение к нему бывших друзей и учеников. Зритель не остается равнодушным, искренне переживая за выдающегося ученого-новатора. Но прежде всего - за человека. Искреннего, открытого, обаятельного. Таким увидел его нобелевский лауреат Герман Джозеф Меллер. Костас Сморигинас мастерски исполняет роль главного героя, перед нами предстает подлинный ученый, беззаветно преданный делу, интеллигентный и прямой. Замечательно справился с ролью и Богдан Ступка, сыгравший авантюриста Трофима Лысенко. Режиссерская работа и игра актеров вызывают искреннее восхищение. Александру Прошкину удаются подобные телевизионные эпопеи не впервые. Вспомним другие его удачные работы: многосерийные ленты "Михайло Ломоносов" и "Доктор Живаго". Успех фильма о Н.И.Вавилове
"Николай Вавилов: Хроника трагедии гения" – это не просто кинофильм, это эпическое повествование о судьбе выдающегося ученого, которое погружает зрителя в напряженную атмосферу эпохи, наэлектризованную страхом и подозрением. Взоры автора проницательно скользят по историческому ландшафту 30-х годов XX века, вызывая у нас ассоциации с репрессиями и произволом той кровавой эпохи. Каково было жить в то время обычным смертным, не принадлежит ли ты к элите власти или чекистским структурам? Как удавалось сохранять внутреннюю свободу и душевное равновесие посреди постоянных чисток, доносов и обвинений? Эти вопросы волнуют нас с новой силой после просмотра фильма. Картина вызывает у зрителя противоречивые чувства. С одной стороны, мы испытываем благодарность за то, что нам не довелось пережить те времена тотального обмана и страха. Но с другой – нас охватывает глубокая скорбь при виде того, как достойные люди становятся жертвами ложных обвинений и жестоких преследований. Великолепный актер Костас Сморигинас мастерски передает на экране сущность Николая Вавилова. Его игра наполняет образ ученого искренней добротой, интеллигентностью и преданностью родной стране и науке. Мы видим перед собой настоящего гения, окруженного всеобщим признанием и уважением. Тем более трагичным выглядит постепенное изменение среды вокруг главного героя. Атмосфера накаляется от клеветы и обвинений, меняется статус Вавилова в глазах Системы. Даже самые близкие люди отворачиваются от него, несмотря на очевидную безгрешность и отсутствие повода для преследований. Вскоре гениальный ученый превращается из признанного мирового светила в изгоя с клеймом "враг народа". Зависть к его таланту и боязнь опасной оригинальности становятся главной причиной краха карьеры Вавилова, потери общественного уважения и повсеместного осуждения. Моральная деградация того времени проявляется во всей своей уродливости в этом фильме. Автор мастерски изображает "царство кривых зеркал", в которое превратилось общество под властью идеологии, где научные открытия отходят на второй план по сравнению с партийной принадлежностью и политическими убеждениями. Ученым неприлично участвовать в политических дискуссиях, и Вавилов молча позволяет своим оппонентам произносить оскорбления и ложь, не желая защищаться от их невежества. В фильме показано, как к власти приходят люди с глубоким научным невежеством, для которых аргумент науки ничего не значит. В этом мире все "буржуазные" понятия должны быть уничтожены вместе со своими носителями – таково жестокое и бездумное правило новой эпохи. Несомненно, фильм заслуживает высшей оценки и восхищения зрителей. Он не только погружает нас в историческую эпоху, но и заставляет задуматься о вечных ценностях: свободе, истине, справедливости и честности.
Исторический сериал режиссера Александра Прошкина (в числе прочих работ - "Холодное лето 53-го", "М. Ломоносов", "Чудо") стал итогом сотрудничества отечественных кинематографистов с коллегами из ГДР. Это проект можно рассматривать как закат эпохи советского телефильма, ведь Прошкин, видимо, стремился повторить успех своего предыдущего исторического цикла о Ломоносове. Однако, несмотря на профессиональную режиссуру и участие известных актеров, чего-то неуловимого все же недостает в этой работе. Съемки за границей хоть и добавляют колорита, но временами кажутся хаотичными и обрывистыми, как калейдоскоп сменяющихся видений. Музыкальная составляющая также оставляет желать лучшего, будучи довольно блеклой и не выразительной. Голодомор на Украине показан в фильме, но, увы, без должной жесткости и глубины. Ведь это было время настоящего кошмара, когда даже младшие члены семей были готовы пойти на крайние меры ради пропитания старших, а отчаявшиеся люди шли под пули без колебаний. В плане актерского состава можно сказать, что Прошкину удалось собрать поистине звездный состав. Костас Сморигинас, Владимир Купченко, Олег Мартынов, Леонид Ступка - все они прекрасно справились со своими ролями и отлично перевоплотились в своих прототипов. Кроме того, сериал стал одной из первых крупных работ для Ингеборги Дапкунайте, которая впоследствии стала ассоциироваться с образом "foxylady". Вавилов предстает перед зрителем как отстраненный и беспомощный персонаж, который, возможно, где-то глубоко внутри осознавал свою обреченность. Параллельно этой сюжетной линии в фильме разворачивается личная драма Лысенко - талантливый агроном без академического образования, чьи достижения используются всеми вокруг: начиная от демагога и словоблуда Исаака Пригогина (вместо Презента), журналистов "Правды" и товарища Сталина, заканчивая так называемыми "советскими колхозниками". Но если с Вавиловым все более или менее понятно - он стремился оставаться чистым перед своей совестью и историей, то Лысенко? Веровал ли он в бога? Скорее всего, нет. И получил заслуженное воздаяние при жизни: его труды объявили лженаукой и лишили всех постов. Этот многосерийный телефильм можно считать этапным для отечественного телевидения, ведь он поднимает важные вопросы исторической справедливости и человеческой судьбы. Однако, несмотря на все старания создателей, чего-то главного не хватает в этой работе, оставляя зрителя с чувством незавершенности и неудовлетворенности.
Заворожившись собственным любопытством, я обнаружила себя погружённой в просмотр этого телевизионного шоу. Моё изумление было столь велико, что я не могла удержаться от желания поделиться этой историей. Однажды возвратившись домой, я застала своего отца увлечённым этим телесериалом – всего-то первая серия была показана. И как это часто бывает, разговор сам собой повернул в сторону этого шоу, и вскоре я уже присоединилась к отцу, наблюдая за происходящим на экране. После окончания серии мы с нетерпением ждали следующего дня, чтобы продолжать наше телесмотрение. Однако, моё терпение оказалось не безграничным, когда я узнала, что следующая серия будет только завтра. Не в силах больше ждать, я воспользовалась возможностями интернета и без труда отыскала этот сериал онлайн, чтобы утолить свой интеллектуальный голод. Не могу сказать, что этот телесериал стал моим любимым, но его познавательная ценность не вызывает сомнений. Сериал является данью уважения Николаю Вавилову – советскому биологу и академику, чьи научные достижения и личная драма нашли отражение в этом произведении. Каждая серия мастерски рассказывает о жизни Вавилова, его открытиях и вкладе в историю науки. Однако особое внимание уделяется личным противостояниям учёного и трагическим обстоятельствам, которые привели к его аресту и смерти в тюрьме. И хотя я не могу назвать этот сериал моей любимой телепередачей, я ни на минуту не пожалела о времени, проведённом за её просмотром. Ведь каждый новый эпизод открывал передо мной новые грани научной мысли и человеческой драмы.