сериал Неопалимая купина (2013)
Horící ker

Актеры:
Татьяна Паугофова, Ярослава Покорна, Петр Стач, Войтех Котек, Patrik Dergel, Мартин Губа, Игорь Барес, Адриан Ястрабан, Ян Бударж, Иван Троян
Режисер:
Агнешка Холланд
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Чехия
Вышел:
2013
Добавлено:
3 серия из 3
(19.02.2014)
Рейтинг:


В Чехии, в леденящем морозе января 1969-го, развернулось необъяснимое действо: Ян Палах предпочел стать живым факелом, прервав таким образом свой земной путь. Эта трагическая сцена обросла слухами так же быстро, как снег тает под весенним солнцем. Каждое новое толкование расходилось с предыдущим, подобно тому, как реки впадают в океан, неся с собой различный груз информации и эмоций.
Вильям Новый, человек острого слова и необузданной фантазии, решился выдвинуть претензию о применении «холодного огня», столь же необоснованную, как и его обвинения. Родственники Палаха же, обезумевшие от горя и жажды правды, стали на путь поисков справедливости, который тернист и извилист, подобно горной дороге.
В эту череду бурных событий вступила Дагмар Бурэшова, адвокат с закаленным характером и острым умом. Она решительно взялась за это дело, поднимая голос в защиту чести и доблести Палаха, представляя его близких и родных перед лицом общественного суда.
В этих непростых условиях, где каждый отстаивал свою правду, Дагмар предстала как скала, на которой разбивались волны ложных обвинений и домыслов. Ее исковое заявление стало маяком среди шторма противоречий, освещая путь к истине и справедливости.
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Возвращение польской режиссера Агнешки Холланд к позднему периоду своей фильмографии кажется возвращением в прошлое. Еще будучи студенткой в семидесятые годы, она обучалась в престижной пражской ФАМУ. Теперь же она представляет свой новый проект, который пропитан библейскими мотивами и назван "Неопалимая купина" - название, вызывающее размышления о многом.
Однако это не просто сериал, а скорее трилогия в форме фильма, длиной четыре часа. В центре сюжета – двадцатилетний Ян Палах, исторический факультет, Прага и протест против оккупации Чехословакии войсками Варшавского договора. Это не просто история о мужестве молодого человека, но символ чешской молодежи, страдающей от режима.
Развертывая свою историю медленно, но подробно, Холланд показывает судебные драмы и интеллектуальные схватки между персонажами. Ее лента, будучи ровесницей Палаха, рассказывает о внутреннем страхе и болезни конформизма, которая проникает в общество и трогает людей до глубины души.
Из истории мы знаем, что каждый был вынужден согласиться с сотрудничеством с господствующим режимом. Это ужасные моменты жизни, напоминающие о соцлагерях, показанных ранее в фильме "Признание". Но Холланд не только демонстрирует механизм казни, но и намекает на будущее – пражскую весну, которая обязательно наступит.
Репрессии с оглядкой на Москву усваиваются соотечественниками, желавшими выслужиться. Небольшие блага и карьерные продвижения были тогда в почете. Однако Агнешка Холланд, лично присутствовавшая при этих событиях, намекает нам на многие детали в своем произведении.
Ее интонация рассказывает о смутных протестах в восточноевропейских социалистических обществах, о кинематографе морального беспокойства и очевидной поддержке деятелей "Солидарности". После вынужденного отъезда в Западную Европу и США, Холланд возвращается на родину с гражданской позицией.
В 1989 году Чехословакия начала относиться иначе к реабилитации. Минисериал "Неопалимая купина", выпущенный к сорок четвертой годовщине самосожжения Палаха, показывает настоящие кадры и искренние моменты. Это страшная правда о выкопанных могилах и погибших студентах. Эта картина для современного зрителя – настоящее открытие.
Агнешка Холланд, шестидесятичетырехлетняя женщина, показывает то, что боялись показать раньше во время СССР. Она хирургически вмешивается в нашу душу без наркоза, доказывая, что происходящее далеко от нас, на самом деле очень близко и с нами. Это не просто качественный сериал, а честная картина о правде, которая затронет сердца зрителей своей глубиной и правдивостью. Каждый должен посмотреть эту историю.
Агнешка Холланд открыла для меня новые горизонты режиссерского мастерства своей первой работой, которой я имел честь ознакомиться. Ее видение происходящего на экране просто блестяще и безупречно, но сквозь призму женской чувствительности оно предстает еще более мягким и трогательным, с акцентом на детскую тематику и прочие "женские штучки". Однако, я не могу избавиться от впечатления, что реальность была намного суровее и печальнее.
Сама Агнешка Холланд являлась свидетельницей подобных событий в Польше, а потому сумела передать их на экране с поразительной точностью. Несмотря на то, что Польша того времени считалась одной из наиболее "свободных" стран Варшавского блока, режиссер мастерски показала нам скрытую под поверхностью жестокую реальность.
Примечательно также, что Агнешка Холланд родилась в 1948 году, всего на несколько лет позже героев-студентов этой истории. Это обстоятельство безусловно сказалось на ее личных переживаниях и восприятии социализма, которые она мастерски вплела в канву трилогии.
Вместо привычного сериала мы имеем дело с тремя полноценными фильмами на одну тему, напоминающими лучшие традиции британского телевидения. Однако britischer Stil здесь явно не прослеживается. Это высококачественное среднеевропейское кино со всеми присущими ему достоинствами и изящностью. Даже моменты кафкианского абсурда то и дело проскальзывают в повествовании.
Не могу не отметить и параллели, которые навязчиво напрашиваются с современной Украиной. Как и Чехословакия тогда, наша страна сейчас находится под внешним управлением, а люди остаются пешками в политической игре могущественных сил. Угроза может быть красной или исходить с другого материка - суть от этого не меняется.
Отдельно стоит упомянуть безупречное погружение в атмосферу того времени, созданное при участии канала НВО. Несмотря на то, что съемки проходили не в Праге, а в других чешских городах, где время практически застыло пятьдесят лет назад, создается полная иллюзия присутствия в эпохе социализма.
И напоследок, мне бы очень хотелось узнать дальнейшую судьбу следователя полиции и его семьи, которые якобы уехали на отдых в Австрию. Надеюсь, что этот вымышленный герой (имевший не один прототип) обрел там счастье и благополучие.