Девять жизней Нестора Махно

сериал Девять жизней Нестора Махно

Актеры:
Ада Роговцева, Кирилл Плетнёв, Даниил Белых, Павел Деревянко, Анна Слю, Олег Примогенов, Виктор Сарайкин, Лидия Оболенская, Николай Каптан, Сергей Бойко
Режисер:
Николай Каптан
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2006
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 12 (02.01.2011)
Рейтинг:
7.76
7.10
Нестор Махно – неоднозначная личность, которая еще в столь юном возрасте, как семнадцать лет, оказалась заточенной в темницы на два десятка лет из-за своих грабительских и смертоносных деяний. Однако грандиозные общественные преобразования 1917 года, подобно неумолимому ветру перемен, вырвали его из оков заключения и толкнули на стезю революционера. Тюремный и боевой опыт, скопившийся в душе Махно, стали для него безценным капиталом в революционной борьбе, а anarchistic (анархистские) воззрения послужили ему надежным фундаментом в утверждении собственного авторитета. Став во главе партизанских отрядов, которые неустанно боролись за свободу и право на достойную жизнь, Махно обрел репутацию беспощадного, жесткого и внушающего страх вожака, перед которым трепетали враги – будь то немцы или белогвардейцы, красные или весь остальной мир. В ожесточенных битвах, где он либо возглавлял атаки, либо был их неизменным участником, его имя стало синонимом мужества и непоколебимости для тех, кто бок о бок сражался плечом к плечу. Власть абсолютная, которую Махно столь упорно добивался, поставила его перед выбором, невероятной сложности которого было равное лишь самому масштабу его достижений.
Рецензии
Волею судеб мне довелось обнаружить данный сериал после того, как я углубился в прочтение произведения Веллера о Махно. В последнее время личность этого исторического деятеля вызывает неподдельный интерес у многих, ведь долгие годы целенаправленная пропаганда советских цензоров представляла Махно как стихийного бунтаря и беззакония, что, несомненно, искажает истину. В результате, люди стремятся разобраться в подлинной сущности Нестора Ивановича. На пороге двадцатого столетия наша страна предстала в образе распутья судеб, особенно остро стал вопрос: какое общество должно прийти на смену старому? Если обратиться к политической теории того времени, выбор был поистине обширен. Однако Махно сделал свой выбор еще в юности, определив для себя путь анархиста. Различные политические силы боролись за влияние в тот период, но большинство обывателей знают лишь о противостоянии монархистов и большевиков. Однако мало кто осознает, что анархисты занимали bastante серьезные позиции. Анархизм – это идеология, базирующаяся на единственной простой истине: капитал и институт государства угнетают личность человека, и для построения свободного и справедливого общества данные институты необходимо ликвидировать. Идея анархического освобождения от деспотий царской власти и коммунистических режимов пришлась по душе Нестору Махно. Сериал, безусловно, справился с задачей воссоздания более или менее правдоподобного образа Махно, однако не обошлось без некоторых погрешностей, на которые мы обратим внимание позже. Сейчас же перечислим достоинства сериала. Несмотря на скромный бюджет, в проект было вложено настоящее душевное тепло и искренность, что чувствуется буквально в каждой серии и диалоге. Конечно, встречаются места, исполненные корявостью и банальностью, но в целом сериал заслуживает самой высшей похвалы. Несмотря на трагические перипетии сюжета, авторам удалось мастерски разбавить его качественным юмором. Один лишь образ незатейливого пушкаря, перевербованного Батькой, чего стоит! Отдельно хочется отметить блестящую игру Павла Деревянко, который буквально вжился в роль Махно и теперь невольно ассоциируется с ней у зрителей. Теперь настало время коснуться и минусов. Во-первых, абсолютно непонятно, почему в сериале Махно представлен как полуграмотный, поверхностно ознакомившийся с идеями анархизма человек. Достаточно бегло просмотреть его воспоминания, чтобы убедиться: он был убежденным анархо-коммунистом и прекрасно разбирался в теории. Кроме того, сериал делает акцент на том, что Махно открыл для себя идеи анархизма в тюремных сценах. Однако это не соответствует исторической правде: еще до заключения он был членом анархической организации, занимавшейся экспроприациями. В тюрьме он лишь укрепил свои убеждения, общаясь с единомышленниками. Еще одним непонятным и необоснованным исторически моментом является линия о загадочном исчезновении ребенка и жены Махно, якобы убитых его же соратником Щусеем. Далее, по ходу сюжета, самого Щуся расправляются сельские жители, хотя документально известно, что он погиб от рук белогвардейцев. Видимо, у создателей сериала имелись личные мотивы для такой трактовки этого персонажа. В итоге, если абстрагироваться от исторических несоответствий, перед нами предстает великолепное повествование о грандиозном человеке, который всеми силами боролся за свободу и права окружающих. Огромная благодарность авторам за то, что они показали этого человека с лучшей стороны, а не в искаженном образе, как это было принято в советское время. Безусловно рекомендую к просмотру всем, кто интересуется историей гражданской войны и личностью Нестора Махно.
В течение длительного времени я колебался насчет просмотра этого художественного произведения. По правде говоря, у меня были сомнения относительно того, сможет ли экранизация достаточно спорного сюжета обрести легитимность и ценность. Однако мои опасения оказались напрасными, и я этому невероятно рад. Сериал демонстрирует тщательно продуманную концепцию и придерживается исторической достоверности (конечно, полностью соответствовать фактам вряд ли возможно, но что мы ожидаем от телевидения?). Блестящий актерский состав. В особенности выделяется Павел Деревянко. На мой взгляд, настоящий атаман должен обладать именно таким образом: он немного озорной и жестокий, но всегда справедлив по-своему, анархическим образом мышления. Павел стал для меня первым номером в списке талантливых актеров России. Даниле Белых досталась роль неоднозначного и колоритного персонажа, и он преуспел в исполнении этой роли. Тем не менее, ходят слухи, что Щусь не только сам любил носить шикарные костюмы, но и своих коней одевал в жемчуг и парчу,... Думаю, авторы просто не решились столь глубоко погрузиться в этот треш (несмотря на то, что история порой бывает более захватывающей, чем любые выдумки). Мария Роговцева – тут, пожалуй, комментировать не придется. Она настоящая гениальная актриса и прекрасно смотрелась в роли украинской матери, главной мечтой которой было видеть счастье своих сыновей, а прежде всего – видеть их живыми. Прекрасное исполнение и у Александра Плетнева в роли офицера белой гвардии. Однако, как мне кажется, его героя немного обокрали экранным временем, и персонаж кажется скомканным: неутомимый и беспощадный офицер и человек чести. Но в любом случае он остается просто человеком, а не механической куклой, которая воюет за батюшку-царя. В противоположность ему Махно был представлен более человечным, проявляя различное поведение в разных ситуациях. Обойти стороной Олега Примогенова также невозможно. В его исполнении Лев Задов был просто превосходным: злым, наивным и прямым. Иногда он казался чересчур идеалистичным (я не верю, что глава контрразведки был столь обязательным человеком), хотя... В общем, прекрасные украинские пейзажи: реки, леса, степи! Отсутствуют пафосные батальные сцены. Но для меня это было преимуществом, слишком лиричен этот превосходный сериал для мясорубки. Сериал затрагивает наиболее трагичные и противоречивые моменты в истории украинского и русского народов. В то время на территории Украины вели боевые действия четыре различные силы: украинские националисты, белые, большевики и махновцы. Каждая из этих сил имела шанс на победу. Непроизвольно приходят мысли о том, что все могло сложиться иначе, если бы Махно был сделан другой выбор. И приятно радует то, что сериал снят с возможностью выбора для зрителя, оставляя очень интересный вопрос: родись ты тогда, кем бы ты был? Тем не менее, историю переделать нельзя, и забывать ее также не следует. И пусть сериал не отличается абсолютной точностью передачи фактов, персонажи все же соответствуют своим прототипам, а главное то, что сериал рождает желание понять: что же действительно происходило на самом деле?
Два года назад на экранах телевидения был представлен многосерийный фильм о легендарном батьке Махно, чья гениальная и одновременно кровавая поступь навсегда осталась в летописи истории. Этот проект, состоящий из двенадцати серий, является верной экранизацией жизни этого выдающегося человека, без капли вымысла или личных режиссерских фантазий. Однако создатели не просто взяли за основу исторические факты, но и строго придерживались биографии Махно, что заслуживает отдельной похвалы. Я, как правило, скептически отношусь к нашим историческим телесериалам, но «9 жизней Нестора Махно» - это исключение из правил. Этот фильм не просто иллюстрирует бурную и сложную жизнь анархиста, но и заставляет зрителей задуматься о его поступках и мотивах. Он тяжелый для восприятия, но именно в этой сложности и заключается его ценность - он стимулирует мышление и сопереживание героям той эпохи. Отдельное внимание заслуживает игра актеров. Павел Деревянко мастерски исполнил роль атамана Махно, сумев показать не только жестокого революционера, но и человека, искренне переживающего за свой народ и пытающегося сделать жизнь крестьян лучше. Махно был той силой, которая попыталась сломать устоявшиеся порядки в России. И Павел Деревянко смог передать всю глубину этого характера, даже в самых обычных сценах, используя лишь мимику и взгляд. Но не только главные герои заслуживают внимания - каждый актер, сыгравший роли простых селян, был настоящим и искренним. Язык фильма тоже заслуживает отдельного упоминания - он может показаться грубоватым, но органично вписывается в атмосферу фильма и не мешает восприятию. Отдельно стоит отметить музыку к фильму - она сразу погружает зрителя в мир Махно, настраивает на особый лад и добавляет глубины истории. Это высококачественный фильм, который может заинтересовать даже тех, кто не увлекается историей. Я бы с удовольствием пересмотрела его снова.
Возрождаю к жизни то, что полагаю кинотворение исключительно по внутренней сущности, другими словами по содержанию, а не по эффектам и визуальным изыскам. И в этой плоскости кинотворение определенно преуспевшее. Сценарий заслуживает похвалы. Каждая сцена, воссозданная в кинотворении, соответствует исторической правде и хронологии событий. Но основную часть экрана занимает личность Нестора Махно, интерпретированная Павлом Деревянко. Именно в этом кинотворении я открыл для себя этого талантливого актера, а после просмотра ленты он стал одним из моих любимых артистов кино. Павел Деревянко настолько погрузился в роль "батьки" Махно, что теперь, читая книги о Несторе Махно, автоматически вспоминаю этого актера. Режиссеру и сценаристам удалось создать безупречный образ личности Нестора Махно на фоне эпохи, показав его многогранным. Мы видим Нестора Ивановича храбрым революционером, готовым броситься в самое пекло боёв, грамотным и состоявшимся идеологом анархизма, любящим отцом и мужем, и просто человеком, готового идти до конца ради своих принципов и убеждений. Разве это не пример для подражания? Многогранность образа Махно позволила сделать кинотворение увлекательным для различных категорий зрителей. Его могут смотреть как обычные любители кино, так и те, кто интересуется историей. Кроме того, кинотворение имеет глубокий смысл в контексте представления истории, поскольку это первый фильм после распада СССР о Махно, где его не называют "бандитом" и "контрой". Кинотворение мне очень понравилось. Пожалуй, единственное пожелание - было бы хорошо увидеть его детство. Но для исторического, украино-российского телесериала с ограниченным бюджетом это уже настоящий успех!
Ежедневно мы воспринимаем анархию как беспорядок, а беспорядок в свою очередь как хаос. Хаос порождает децентрализацию системы и ликвидацию старенькых устоев, не позволяя никаких ограничений или стеснений. Можно даже утверждать, что это безусловная воля, которая бесконечно меняется в неуравновешенных и изменчивых структурах. Чтобы установить новейший порядок, нужно разрушить все формы старого распорядка. Беспорядок придает форму новому порядку, но правительство является крайней выкройкой этого самого порядка. Таким образом, можно сделать вывод, что анархия представляет собой новый вид порядка или, как сказал Прудон, «свобода — мать порядка». Этатисты часто высмеивают анархистов, спрашивая, что же придет на смену государству? Анархисты не знают ответа на этот вопрос, но они твердо верят в то, что новое образование будет порождено волей народа. В конце концов, я посмотрел этот сериал и остался доволен. Я бы поставил ему оценку 10 из 10 лишь за саму идею. Кроме того, он поставлен отлично, с хорошей игрой актеров и тщательно продуманным биографическим сценарием. Спасибо создателям за прекрасно проделанную работу.