Декалог
Dekalog

сериал Декалог

Dekalog
Актеры:
Артур Барчиш, Ольгерд Лукашевич, Оляф Любашенко, Пётр Махалица, Ян Тесаж, Катажина Пивоварчик, Генрих Барановский, Кристина Янда, Александр Бардини, Станислав Гавлик
Режисер:
Кшиштоф Кесьлёвский
Жанр:
драмы
Страна:
Польша, Германия
Вышел:
1989
Добавлено:
сериал полностью из 10 (15.11.2013)
Рейтинг:
8.60
8.90
Декалог - это не просто цикл историй, а целая антология существования, где каждый из нас мог бы стать главным героем собственной драмы. Этот фильм рожден на почве десяти Божественных заповедей, которые, как и сам человек, многогранны и сложны. Каждая история в этом кинопроизведении уникальна, однако все они связаны между собой тонкой нитью, подобно тому, как разные стили сходятся в едином произведении искусства. Главная идея, пронизывающая эти истории, заключается в том, что большинство людей, поглощенные повседневной суетой и решением насущных вопросов, незаметно для себя теряют из виду свою главную цель. В погоне за ежедневными victories они попадают в ловушку рутины, подобно тому, как мышь кружит в колесе. И только когда человек сталкивается с действительно серьезными испытаниями или переживает судьбоносные события, он осознает, что все это время шел не вперед, а по кругу. Но жизнь полна неожиданностей и поворотов, подобно лабиринту. Иногда достаточно одного толчка судьбы, чтобы человек очнулся от своего бессмысленного существования и возобновил движение к своей главной цели. Это момент прозрения, когда душа просыпается после долгого сна, и человек вновь обретает цельность своего бытия. Каждая из историй в Декалоге - это отдельная вселенная с собственными героями, интригами и переплетением судеб. Но все они объединены общим посылом: помнить о главном, даже когда жизнь пытается нас отвлечь своим шумом и суетой. В конце концов, каждый из нас - это герой собственной эпопеи, и только от нас зависит, станем ли мы жертвами своей же жизни или сможем взять под контроль свою судьбу. Декалог призывает нас к этому: не теряйте себя в мелочах бытия, помните о главном и идите вперед, несмотря на все преграды. Ведь жизнь - это великий марафон, а не «бег на месте».
Рецензии
"Декалог" - это польское кинематографическое творение Кшиштофа Кеслевского, мастерски сотворенное в сотрудничестве со своим верным сценаристом Кшиштофом Писивичем и талантливым композитором Збигневом Прейснером. Оригинальность режиссера проявляется не только в выборе своих постоянных партнеров, но также в его уникальном подходе к выбору операторов. Каждый эпизод фильма снят отдельным человеком, что создает непередаваемую многогранность и глубину истории, раскрывая перед зрителем сложные человеческие характеры. Каждая из десяти серий "Декалога" по-своему уникальна и неожиданна. В течение пятидесяти минут мы погружаемся в эмоциональный водоворот переживаний героев, которые оказываются в непростых ситуациях. Сердце зрителя сжимается от боли уже с первых серий, заставляя нас проникаться сочувствием к героям и обращать внимание на некоторые допущения в фильме и религиозную составляющую. Но чем больше мы смотрим, тем глубже погружаемся в историю, а каждый кадр становится все тяжелее и тревожнее, даже комические моменты и вымышленный голландец не способны развеять нависшее над нами душевное напряжение. Актеры сыграли свою роль в создании этого атмосферного фильма. Януш Гайош и Богуслав Линд оставили особое впечатление своей игрой, но это далеко не все таланты, которые можно увидеть в этом произведении искусства. При повторном просмотре открываются новые краски и детали, упущенные при первом ознакомлении. Однако режиссер делает умный шаг, чтобы дать зрителю передышку от напряжения и шока, добавляя сценки с участием харизматичных актеров Ежи Штура и Збигнева Замаховски, которые демонстрируют свой остроумный черный юмор. Раскрывать подробности каждой серии означало бы спойлерить историю, но можно напомнить зрителям несколько самых памятных историй: Серия 1. "Не сотвори себе кумира" - история о мальчике на катке. Серия 2. "Не поминай имени господа бога всуе" - дилемма верующего врача. Серия 3. "Чти субботний день" - необычная рождественская встреча. Серия 4. "Почитай отца и мать свою" - история о запечатанном письме, которое влечет за собой тайны прошлого. Серия 5. "Не убий" - рассказ об убийстве (более полная версия выпущена под названием «Короткий фильм об убийстве»). Серия 6. "Почитай пожилых" - история о подглядывающем, в дополненной версии представленная как «Короткий фильм о любви». Серия 7. "Не укради" - рассказ о молодой матери (интересно, что на скрижалях эта заповедь относится исключительно к похищению человека). Серия 8. "Не лжесвидетельствуй" - отголоски войны в судьбе героев. Серия 9. "Не прелюбодействуй" или "Не возжелай жены ближнего" (планировалась и полная версия, но к сожалению, она так и не была создана). Серия 10. "Не возжелай добра ближнего" - история о коллекционерах марок. Каждая серия "Декалога" является самодостаточным произведением искусства, но вместе они создают мощный эмоциональный опыт, который останется с зрителем надолго после просмотра.
**Кеслевский оставил свой оттиск в мировой культуре посредством кинокартины на библейскую тематику.** Вправду, создать столь размашистую и многогранную картину, да еще и завоевать признание в Европе - задача не из легких. Во Франции Кеслевскому удалось получить щедрый бюджет для своего проекта "Три цвета". Для того, кто взращен в социалистическом обществе, подобный триумф обретает особый смысл и становится поистине прорывом. Много есть слов о **"Декалоге"** - сериале, состоящем из десяти новелл, каждая из которых неповторима по смыслу и сюжету. Проект получился неоднозначным и неровным: в одной новелле режиссеру удается достичь вершины мастерства, а другая может оказаться спорной или утомительной. Но факт остается фактом: все новеллы обладают своей неподражаемостью и оригинальностью, разъясняя запутанные и туманные сюжеты из церковных книг. Кеслевский в своем произведении стремится понять, что толкает человека на нарушение заповедей и что он готов сделать ради прощения. Рассказчик ведет нас сквозь медленно раскрывающуюся историю, по крупицам разъясняя сложнейшую тему. В отличие от работ Мела Гибсона, здесь режиссер не навязывает свое мнение зрителю, а просто показывает суровую правду жизни. Это требует большого профессионализма и достойно восхищения. Создать подобное кино может лишь сильная личность - духовно, разумеется. Кеслевский обладал именно таким могуществом духа, что и позволило ему создать столь выдающуюся кинокартину. Теперь труд мастера будет вечно жить в сердцах людей, а каждый эпизод его творения станет предметом долгих дискуссий. Хорошо видеть последователей Кеслевского, которые подхватывают эстафету мастерства. Пусть пока им не хватает опыта, но и сам Кеслевский начинал свой путь с документальных фильмов. Громадное спасибо за **"Декалог"**... Честно, от всей души благодарю! После просмотра этого фильма я лучше осознал свою духовность и раздумал многие вещи. Осталось лишь небольшое чувство ностальгии и грусти... Но это хорошо - значит, есть в мире место для подобных шедевров искусства.
Наконец-то я решился посмотреть цикл фильмов "Декалог" польского мастера Кшиштофа Кесьлевского, созданный им в 1988-1989 годах. Правда, до этого я уже успел ознакомиться с одним из короткометражных фильмов режиссёра, который впоследствии был включён в расширенную версию "Декалога" под названием "Короткий фильм о любви". Интересно отметить, что название цикла отсылает нас к Десяти заповедям, данным Богом народу Израиля, и именно эти нравственные принципы становятся основой для историй, представленных в каждом из десяти фильмов. Моё впечатление от просмотра "Декалога" можно описать как крайне положительное. Кесьлевский мастерски справляется с задачей передачи повседневной жизни обычных людей без лишней помпезности и пафоса. Все герои фильма - это самые что ни на есть рядовые граждане, и многие из них даже проживают в одном доме, что придаёт истории дополнительную достоверность и реалистичность. Кесьлевский использует интересный приём, связывая отдельные сюжеты между собой через общих персонажей. В некоторых случаях мы наблюдаем, как герои рассказывают истории друг другу, как в восьмом фильме, а порой нам просто доводится видеть знакомые лица на фоне происходящего. Кроме того, есть и один малозаметный, но очень примечательный персонаж, присутствующий буквально во всех десяти фильмах. Его роль не так очевидна, однако он время от времени пытается удержать героев от совершения тех или иных поступков, выражая своё неодобрение лёгким кивком головы. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что все фильмы в циклах носят лишь порядковые номера - "Декалог 1", "Декалог 2" и так далее. Кесьлевский таким образом оставляет зрителю полную свободу интерпретации увиденного, не навязывая ему каких-либо конкретных ассоциаций или выводов. Основная тема всего цикла - это взаимоотношения между людьми и их поступки, которые так или иначе связаны с нарушением заповедей. Герои Кесьлевского, порой движимые благородными побуждениями, всё же совершают ошибки и принимают неоднозначные решения. Взять хотя бы историю врача, который даёт ложную клятву о скором уходе из жизни мужа пациентки с целью предотвратить аборт и сохранить ребёнка. Несмотря на трагичность многих историй, они остаются жизненными и правдоподобными. Каждая из десяти историй цикла "Декалог" заслуживает отдельного внимания, однако все вместе они создают поистине уникальную картину современной жизни с её радостями и горечами. Я без колебаний рекомендую этот фильм всем ценителям настоящего киноискусства.
Произведение, отмеченное глубиной мысли и серьезным подходом к созданию, несомненно, заслуживает звания искусства в самом искреннем его проявлении. Даже спустя два десятилетия после своего выпуска, «Декалог» сохраняет актуальность, подобно вечному источнику мудрости, который ничуть не иссяк с течением времени. Это не тот вид развлечений, которые можно воспринимать поверхностно или вполуха. Каждая минута экрана наполнена смыслом и требовательностью к вниманию зрителя. Всего десять часовых глав, но каждая из них пронизана высоким содержанием. Они являются своего рода данью десяти христианским заповедям, которые предстают перед нами в повседневных ситуациях, знакомых каждому из нас. Каждое отдельное повествование таит в себе скрытый смысл, подобно драгоценному камню, который нужно разглядеть сквозь толщу обыденности. Это те самые истины, которые мы слышим ежедневно, но редко обращаем на них внимание или воспринимаем всерьез. Но «Декалог» заставляет нас притормозить и задуматься о собственных поступках, переосмыслить свою жизнь и задать себе вопрос: "А верно ли я живу и поступаю?" В сущности, это нечто большее, чем просто сериал в традиционном понимании. Каждая глава имеет собственное начало, развитие сюжета и развязку, представляя собой самостоятельную историю. Многие зрители испытывают трудности с просмотром более одной серии в день не из-за их скучности, а наоборот - из-за эмоциональной силы каждого эпизода. Каждая серия рождает внутри такие переживания, которые хочется полностью прожить и осознать до конца, прежде чем перейти к следующей главе. Таким образом, общее восприятие увиденного у каждого индивида будет своевременно индивидуальным, отражающим его собственные жизненные убеждения и ценности. Это именно то, что делает «Декалог» столь особенным произведением искусства, которое заслуживает самого пристального внимания.