Берия. Проигрыш

сериал Берия. Проигрыш

Актеры:
Владимир Чуприков, Владимир Щербаков, Александр Базоев, Ольга Демидова, Александр Кудинов, Ульяна Урванцева, Петр Черняев, Виктор Балабанов, Вадим Померанцев, Дмитрий Аксенов
Режисер:
Максим Иванников
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2010
Добавлено:
сериал полностью из 4 (20.11.2012)
Рейтинг:
6.67
Фильм "Берія: Тінь Сталіна" — це глибоке погруження у життя та трагічну долю одного з найвпливовіших людей Радянського Союзу, Лаврентія Палавовича Берії. Картина починається з детального відтворення подій 26 червня 1953 року — дня, коли Берія був заарештований внаслідок масового повстання робітників Берліна. Глядачі стануть свідками того, як цей могутній чиновник, що довгі роки перевтілював сталінську волю, раптово опиниться у ловушці власної влади. У фільмі розповідається про останнє засідалля Президії ЦК КПРС, де Берія був звинувачений у зраді і державній зраді. Цей історичний момент відображений з неабияким психологізмом та драматизмом: Берію уводять із зали в наручниках, а його колишні союзники замовкнувши зіниці під час цього ганебного вигнання. Однак фільм не обмежується лише цією трагічною сценою. На екрані також розгортаються події останніх місяців життя Берії у в'язничних стінах Луб'янки, де він був ізольований від світу і позбавлений будь-якої влади та впливу. В умовах жорсткої ізоляції та постійних допитів Берія змушений переосмислити все своє минуле й стикнутися зі страхом перед наближеним фіналом свого життя. Геспердою фільму стає розстріл Лаврентія Палавовича 23 грудня 1953 року — один із найтемніших і найпекліших днів у історії Радянського Союзу. Ця сцена, знята у хвилюючій та щирої манері, стає символом кінця епохи сталінського терору й починає нову главу в історії Радянської держави. Фільм "Берія: Тінь Сталіна" — це не лише кінематографічний портрет одного з найвпливовіших людей минулого століття, але також глибока роздума про владу, її межу і ціну.
Рецензии
Лаврентий Павлович Берия, одна из самых блистательных и неоднозначных фигур XX столетия, предстал перед обществом в совершенно различающихся образах. После своей трагической кончины этот государственный деятель был безжалостно оклеветан хрущевской пропагандой, представленный как грубый деревенский тугодум и сексуальный извращенец. Однако такой порыв пиар-машины был обусловлен стремлением новоявленного лидера скрыть собственные прегрешения и приспособиться к изменившимся реалиям. В июне 1953 года вся страна, ошарашенная неожиданным поворотом событий, погружалась в прочтение газеты "Правда". Только что завершившийся Пленум ЦК КПСС принял беспрецедентное решение: исключить Лаврентия Павловича Берию из состава ЦК и партии, объявив его врагом Коммунистической партии и всего советского народа. Позднее, уже осенью, по партийным организациям в режиме секретности разошлась брошюра, столь живописно расписавшая темные похождения главы госбезопасности, что один из читавших ее сравнил это с погружением в выгребную яму. Подготовленная таким образом общественная мысль восприняла сообщение о суде над Берией и последующем смертном приговоре как нечто само собой разумеющееся. Казалось бы, эта ложь могла просуществовать вечно, однако уже спустя несколько десятилетий правда начала пробиваться сквозь засыпанные песком могильные холмы. Ветры истории развеяли мусор, и подлинные события стали выходить на поверхность. Однако вся информация о Берии, к которой мы имели доступ, была искусственно сформирована "сверху". Именно поэтому мини-сериал, основанный на архивных документах того времени, смотрелся как настоящее откровение. Хотя трудно сказать, были ли использованы подлинные или вымышленные источники - фильм остается всего лишь одной из версий событий 1953 года, противоположной официальной версии истории. В ленте рассказывается о тайных заговорах, которые уже при жизни Сталина разрабатывались Никитой Хрущевым в союзе с другими интриганами. В их планы входил раздел Советского Союза на отдельные республики (что, к слову сказать, было реализовано спустя тридцать восемь лет). Убийство вождя и расстрел Берии представляются в этом контексте всего лишь последствиями страха Хрущева за возможное наказание за свою авантюру. В такой интерпретации Берия предстает невинной жертвой коварного заговора окружения Сталина, а Хрущев выставляется в качестве главного злодея. Отдельного упоминания заслуживает блестящая игра актера Владимира Щербакова, внешне очень похожего на Лаврентия Павловича Берию. Он мастерски передал харизму и достоинство своего героя, пропустив через себя всю трагедию его жизни. Также нельзя не отметить великолепные актерские работы Владимира Чуприкова и Владимира Черняевского в роли Хрущева, а также Георгия Тесля-Герасимова в роли майора Новожилова (кажется, вымышленного персонажа) и Дмитрия Аксенова в роли следователя Руденко. Непонятной осталась замена некоторых актеров после второй серии (в частности, Хрущева и Маленкова), а также использование компьютерных эффектов для состаривания пленки - этот прием оказался излишним. Несмотря на это, игра актеров была безупречна. Однако следует признать, что жанр художественно-документального кино порой бывает неоднозначным: здесь соседствуют хроника и текст за кадром с постановочными сценами, в которых актерам приходится либо сыграть нормально, либо переиграть, либо не дотянуть до должного уровня. Мини-сериал "Берия. Проигрыш", который для некоторых стал настоящим открытием истории, также не обойден этой участи.
В первую очередь меня очаровал данный телесериал своей новаторской интерпретацией всеизвестных исторических событий. Трудно судить об достоверности этой свежей версии, а может быть, даже историкам не под силу воссоздать настоящие события той эпохи. Все то время овеяно тайнами, политически выгодными трактовками, искажением фактов и даже уничтожением архивных документов. Сейчас век историков-аналитиков, которые кропотливо собирают достоверные сведения, дабы создать единую картину той эпохи. Я была поражена некими аспектами биографии Берии, например его твердое желание объединить Германию еще в 50-е годы накануне кончины Сталина, упразднение ГУЛАГа. Интересна также версия о происхождении \"Ленинградского дела\", которая хоть немного прояснила ситуацию. В целом, этот фильм будет интересен всем любителям истории, а профессионалам он предложит пищу для размышлений и споров по поводу интерпретации событий того времени. Режиссер и сценарист имеют право на собственное видение истории. А согласны ли вы с их точкой зрения или нет, это полностью зависит от вашего образовательного уровня, эрудиции и интеллекта. Этот фильм заставляет задуматься о судьбе нашей многострадальной родины, хоть эта мысль и звучит несколько банально. Кроме того, мне очень понравилось, что в сценарии нет явных бытовых и межличностных отношений. Все как будто мимоходом, намеками, и от этого фильм только выигрывает. Главная идея фильма - новаторская интерпретация нашей истории посредством фрагментарных фактов - продумана досконально, она не теряется среди мелких деталей и не затерялась бы на фоне сложной жизни наших предков. Обязательно рекомендую к просмотру!